2020.04.07
Перейти к основному содержанию

Шоу японских барабанщиков, или ритмы тайко на российской сцене

Приглашение друзей на барабанное шоу «Море синего леса» в Театриум оказалось для меня полной неожиданностью, но я немедленного его принял, поскольку мне ужасно захотелось сравнить российскую версию выступления с увиденным мною представлением в «Сизарс-Пэлас» в Лас-Вегасе в далёком 1993 году.
Шоу японских барабанщиков, или ритмы тайко на российской сцене.
Фотографии: Александр Дворянкин, www.realbigant.com​​​​

И немного забегая вперёд, я должен с некоторым удивлением признать, что не был разочарован московской труппой барабанщиков.

Да, конечно, впечатление от масштаба пространства и декораций Cirque Du Soleil на премьере шоу Mystère со сценой безукоризненного исполнения тайко артистами одного из самых признанных в мире современных цирков настолько тогда закрепилось в моей памяти, что стало надолго моим личным эталонным представлением об этом искусстве родом из Японии.

Однако монреальский цирк уделил всё внимание исключительно ударной технике и полностью пренебрёг этнической особенностью японского искусства. Позднее, посмотрев выступления японских артистов, я пересмотрел своё отношения к эталонному тайко. И мне было важно увидеть, как это решено в постановке молодых российских артистов, а надежду мне внушала программка шоу в японском стиле, где был указан в качестве наставника, композитора и аранжировщика японский мастер игры на тайко Takuya Taniguchi.

Шоу японских барабанщиков, или ритмы тайко на российской сцене

Разумеется, это не спойлер, и я не стану пересказывать сюжет шоу, но главное, что он действительно имеется и посвящён классической японской теме отношений людей и ёкаев с романтическим оттенком, присущим образу девятихвостой лисицы-оборотня Кицунэ (, Kitsune).

Шоу японских барабанщиков, или ритмы тайко на российской сцене.

Безусловно, можно придираться к пластике движений молодых актрис, у которых и слишком большой шажок, что нетипично для японок, и пока ещё неровное владение языком поз, столь важном для японской сценической хореографии. Но весьма порадовала та естественная жизнерадостная энергетика, с которой отыгрывалась каждая сцена шоу.

Искренность и старательность музыкально-хореографического исполнения каждого акта эмоционально подкупала зрителей, моментально втянувшихся в представление и наслаждавшихся живыми ритмами тайко. А само это мощное ритмическое действо восхитительно дополняла тонкая игра музыкантов на традиционных инструментах кото (, koto) и сякухати (尺八, shakuhachi).

Шоу японских барабанщиков, или ритмы тайко на российской сцене.

В этой естественности и в сочетаниях ритма и хореографии чувствовалось подлинность творения и рождение оригинального произведения, а потому зал затаил дыхание, и сердца зрителей словно бились в едином ритме с сердцами выступавших артистов.

Не сомневаюсь, что все присутствовавшие в тот вечер в зале и, конечно же, на сцене получили мощный позитивный заряд праздника и сопричастности с настоящим искусством.

Шоу японских барабанщиков, или ритмы тайко на российской сцене.

И если Вы решите испытать настроение традиционного японского праздничного развлечения, я искренне рекомендую Вам побывать на шоу японских барабанщиков или, говоря иначе, на представление профессиональной труппы исполнителей тайко (太鼓, taiko), кстати, «тайко» буквально означает «большой барабан».

Но мне захотелось дополнить свой рассказ о шоу соображениями, почему я вполне допускаю исполнение ритмов тайко не только японскими коллективами. Впрочем, ритмы тайко уже развиваются внутри культур многих народов и стали выражать новые формы творчества и общественной жизни.

История японских барабанов тайко очень длинная и началась ещё до нашей эры в период Дзёмон (縄文時代, Jōmon jidai, дословно — «эпоха верёвочного орнамента»), когда островное население занималось охотой, рыболовством и собирательством. В результате полевых этнографических исследований выяснилось, что уже тогда большие барабаны использовались в качестве средства передачи информации на расстоянии, а позднее и особенно в период Сэнгоку (戦国時代, Sengoku Jidai, «эпоха воюющих провинций») они вдохновляли японских воинов на бесстрашные сражение и легендарные победы.

Новую музыкально-развлекательную миссию тайко обрёл сравнительно недавно в послевоенные годы XX века, и благодаря своим громовым звукам с раскатистой реверберацией и впечатляющей синхронностью групповых выступлений в 1950-е годы покорил сначала японскую аудиторию, а уже в 1970-е получил широкую мировую известность благодаря гастролям японских групп барабанщиков.

И почти тут же их небывалая и мощная сценическая хореография в купе с завораживающей этнической мистикой породили феномен возникновения местных подобных коллективов, в состав которых вошли не только этнические японцы, но и многочисленные представители других народов.

И если поначалу это казалось лишь откровенным подражанием, то дальнейшая мировая популяризация нового музыкально-хореографического искусства привела к его вовлечению в глобальные культурные процессы.

Сегодня только в США и Канаде выступают свыше 400 профессиональных и любительских групп барабанщиков тайко, а в Сан-Диего и некоторых других городах регулярно проходят конференции музыкантов, где обсуждаются и согласуются вопросы от обучения молодёжи до допустимой эстетики представлений, всё чаще проходящих не только на сценах, но и на открытых массовых площадках в форме разнообразных перформансов.

И, честно говоря, меня очень радует, что в России получило признание ударное искусство тайко, и с каждым годом набирается опыта и популярности первый отечественный коллектив японского барабанного шоу TAIKO in-SPIRATION. Разумеется, как пионерам тайко, молодым артистом сложно, но по всему ясно, игра на «больших барабанах» стоила того, и за восемь лет группа сложилась, подросла и прочно заняла своё место на российских сценах.

Полагаю, что после гастролей по России уже не за горами и первое большое международное турне, а, следовательно, появление среди поклонников группы граждан многих других государств. Ведь японские тайко и их ритмы уже стали культурным достоянием всего мира и, возможно, когда-нибудь ЮНЕСКО внесёт японские «большие барабаны» в список Всемирного культурного наследия.

Время чтения
5 мин.