2020.12.05
Перейти к основному содержанию

Брюссель дал Токио больше привилегий, чем финансовому сектору Лондона

Текущий ход переговоров по торговой сделке с ЕС грозит обеспечить британскому сектору финансовых услуг меньше привилегий, чем достиг ЕС в переговорах с Японией, и это подчёркивает, насколько сектор был отодвинут на второй план в переговорах между Лондоном и Брюсселем.

Глава комитета по политике и ресурсам Лондонского Сити Кэтрин МакГиннесс (Catherine McGuinness) заявила, что торговые соглашения, заключенные Японией для своей отрасли финансовых услуг с ЕС и Великобританией, выступают в качестве «модели», которую следует воспроизвести в других странах.

Выступая в пятницу как раз перед тем, как Лондон и Токио подписали торговое соглашение, регулирующие их экономические отношения после Brexit, г-жа МакГиннесс предупредила, что британский сектор услуг становится «брошенным ребёнком» в переговорах между ЕС и Великобританией о будущих отношениях.

«Мы, безусловно, хотим, чтобы ЕС предложил нам что-то, по крайней мере, столь же амбициозное, что они предложили Японии — мы являемся более близкими соседями и более крупными партнёрами», — заявила она Financial Times. — «Мы наблюдаем определённые многообещающие сигналы того, чего мы можем достичь в других частях света, и хотели бы, чтобы их повторили и наши партнёры по ЕС».

На этой неделе ЕС и Великобритания возобновили переговоры в отношении заключения торговой сделки перед выходом Великобритании из единого рынка блока, что должно произойти в конце года. При этом, хотя соглашение предусматривает отсутствие тарифов и неквотируемый доступ к рынку для экспортеров товаров, поставщикам услуг оно предлагает гораздо меньше льгот.

По словам МакГиннесс, «экстраординарно» то, что переговорщики от ЕС и Великобритании сейчас тратят так много времени на споры вокруг европейского рыболовного промысла, уделяя при этом так мало внимания индустрии финансовых услуг, учитывая ее важность для британской экономики.

Сектор услуг, добавила она, «кажется брошенным ребёнком. Мы не хотим, чтобы он был оставлен без родительской любви в результате болезненного развода, таскающим пижаму между родителями».

Соглашение Брюсселя с Токио, вступившее в силу в 2019 году, организовало двусторонний «форум по вопросам нормативного регулирования» для предлагаемых изменений правил с обеих сторон, затрагивающих финансовые услуги, а также для «технического посредничества». Он также давал обеим сторонам право на «соответствующие» консультации до отмены предоставленного в одностороннем порядке привилегированного доступа на рынок.

Соглашение между Великобританией и Японией также предусматривает организованный диалог между Казначейством и регулирующими органами, такими как Банк Англии с одной стороны, и японским Агентством финансовых услуг (金融庁 Кинъю:тё:) с другой.

Привилегии доступа на рынок, известные как принцип соответствия (право на эквивалентность), лежат в основе будущих торговых соглашений между ЕС и Великобританией в финансовом секторе.

Брюссель может в одностороннем порядке разрешить брокерам, биржам и другим организациям финансовых услуг, находящимся не территории стран блока, обслуживать клиентов из ЕС, делая это на основе оценки, согласно которой блок признает, что регулирование сектора в стране-месте нахождения эквивалентно регулированию единого европейского рынка.

В феврале Великобритания призвала к установлению «соответствующих консультаций и структурированных процессов» для заключения будущей торговой сделке с ЕС до того, как будут отозваны права доступа на рынок финансовых услуг.

Однако Брюссель отверг эту идею, аргументируя это тем, что Британия фактически стремится пойти дальше условий соглашения между ЕС и Японией и связать руки блоку.

Официальные лица ЕС указали на то, что сделка блока с Японией ясно продемонстрировала, что каждая сторона может «отменить» права доступа на рынок.

ЕС также выражал общую озабоченность желанием Великобритании вырваться из-под власти свода правил блока и наметить собственный курс, что требует с его стороны особой осторожности.

Великобритания рассчитывала, что ЕС решится согласиться на эквивалентное право, что предоставит британским финансовым компаниям доступ к единому европейскому рынку после завершения переходного периода в декабре.

Но Брюссель, похоже, медлит — пока что единственное решение об эквивалентности было принято в отношении временного гарантирования доступа клиентов из ЕС к британским клиринговым центрам до середины 2022 года по соображениям финансовой стабильности.

ЕС исключил возможность принятия любых краткосрочных и среднесрочных решений по правам доступа на рынок для британских инвестиционных компаний.

Представитель Европейской комиссии сообщил, что оценка правового регулирования финансовых услуг в Великобритании «в настоящее время продолжается».

«Давать оценки — это сложная задача, потому что они должны быть дальновидными, с учётом общих событий, включая любые намерения Великобритании отклониться от правил ЕС», — пояснил представитель Комиссии. — «Вот почему нам нужна ясность того, как соответствующие правила Великобритании изменятся после 1 января».

Г-жа МакГиннесс заявила, что построение будущих отношений между ЕС и Великобританией должно быть долгосрочным проектом, а обсуждаемая торговая сделка сейчас служит лишь основой для дальнейших переговоров.

Время чтения
3 мин.