2021.10.27
Перейти к основному содержанию

Китай и Япония стремятся доминировать в будущем высокоскоростных железных дорог

Япония и Китай спешат построить новый тип сверхбыстрого парящего поезда, стремясь продемонстрировать своё лидерство в технологии с большим экспортным потенциалом.

Поезда с магнитной левитацией, или «маглев» (Maglev — magnetic levitation, «магнитная левитация»), используют мощные магниты для скольжения по заряженным рельсам со сверхбыстрыми скоростями, что стало возможным благодаря отсутствию трения. Несколько поездов на короткие расстояния и экспериментальных поездов на магнитной подвеске уже работают, но две крупнейшие экономики Азии соперничают за создание первых в мире междугородных линий дальнего следования.

С одной стороны — «маглев» стоимостью ¥9 трлн ($86 млрд) компании Central Japan Railway Co. должна соединить Токио и Осаку к 2037 году. С другой стороны, китайский проект стоимостью 100 млрд юаней ($15 млрд), который будет курсировать между Шанхаем и восточным портовым городом Нинбо. После нескольких неудачных запусков строительство будет завершено примерно к 2035 году. Япония дороже в основном из-за того, что для прокладки туннеля через гористую местность потребуется провести много земляных работ.

Эксперты в области железнодорожного транспорта считают, что если Япония и Китай смогут успешно представить свои проекты дальнего следования к установленным срокам, это должно дать им поддержку, когда они начнут экспортировать технологии следующего поколения. На карту поставлена ​​доля мирового рынка железнодорожных инфраструктурных проектов, стоимость которого оценивается более чем в $2 трлн.

«Технология Maglev имеет огромный экспортный потенциал, а внутренние проекты Китая и Японии похожи на витрины того, как технология может быть успешно внедрена за рубежом», — сказал Кристофер Худ, профессор Кардиффского университета, который изучил и написал книгу о «Синкансэн» Японии, прозванный «поезд-пуля».

Япония, создатель первого в мире «Синкансена» (新幹線, «новая магистраль», Shinkansen), долгое время была ведущим поставщиком глобальных проектов скоростной железной дороги. Бывший премьер-министр Синдзо Абэ нацелил экспорт инфраструктуры, в том числе технологии высокоскоростных железных дорог в качестве ключевого элемента экономического роста.

Но за последнее десятилетие китайские конкуренты, часто желающие поставлять запчасти и ноу-хау по более низкой цене, наверстывают упущенное. В 2015 году японские поставщики проиграли китайским конкурентам в попытке построить первую в Индонезии высокоскоростную железную дорогу от Джакарты до Бандунга на Западной Яве. В конечном итоге Японию попросили вернуться в проект после того, как он начал сталкиваться со значительными задержками.

Время чтения
2 мин.