2021.03.08
Перейти к основному содержанию

Бонсай — искусство выращивания миниатюрного дерева

Хотя слово «бон-сай» (盆栽) японское и буквально означает «выращенное в подносе», изначально эти карликовые деревца появились в Китае. Дворцовая элита практиковала особое искусство со специально подобранными образцами растений, и они становились роскошными подарками.

Более двух тысяч лет тому назад китайский император Ши Хуан-ти захотел побольше узнать о своей стране. Самому побывать во всех уголках Поднебесной, конечно же, было невозможно, поэтому из столицы были направлены десятки образованных людей во все провинции Китая с тем, чтобы изучить местные условия и достопримечательности, а затем изобразить их в миниатюре.

Но это должны были быть не рисунки, а наглядные макеты, демонстрирующие в уменьшенном масштабе горы, реки, дома, скот и даже людей. У своего дворца император велел подготовить широкую мраморную площадку, напоминающую своими очертаниями карту страны.

Вот на этом огромном стенде и предстояло разместить привезённые пейзажи провинций. Приказ императора был в точности исполнен, и с тех пор он ввёл себе в привычку каждое утро прогуливаться по площадке, озирая красоты своей страны. Макеты получили название «пенжин».

Так, известно, что когда ко двору императрицы Суйко прибыло посольство из Китая, среди многочисленных даров японскому престолу были и пенжины. Их японцы стали называть по-своему — бонкэй (пейзаж на подносе). Классические панорамные пейзажи бонкэй изготовляли из глины, камней, песка и небольших растений, как засушенных, так и живых.

Огромную популярность завоевали бонсэки (дословно: камни на подносе) — пейзажи, изготовленные исключительно из неживого материала: камней и песка, а также сами камни, в силу своей необычной формы или текстуры становившиеся объектами любования. Такие камни называли суйсэки (слово, составленное из двух иероглифов — «вода» и «камень»).

Изначально искусство любования камнями было предназначено для узкого круга лиц — императора и его придворных, способных оценить тончайшие нюансы прекрасного.

Эпоха Эдо вывела на арену экономической и культурной жизни страны купечество. Торговцы, особенно из низшего сословия, стали соперничать с аристократией за приобретение лучших камней. Конкуренция обострилась потому, что страна вступила в период самоизоляции и поставки исходного материала для суйсэки из соседних стран прекратились.

А вот бонсай в Японии, т.е. деревца, появляются в период Камакура, когда, в основном, перенималась китайская культура. Они приобретают свой вид, во-первых в результате влияния Дзен Буддизма, а также потому, что территория Японии была очень маленькой.

Именно японцы сделали бонсай самодостаточным искусством, перестав рассматривать его лишь как один из составных компонентов китайского пенджина. Более того, именно в Японии это искусство, перешагнув заборы императорских вилл, стало поистине всенародным.

Первые изображения появились 700-800 лет назад. Например, в 1300-х годах в сказке, нынче переложенной на разные лады, рассказывается о бедном самурае, не пожалевшем трёх последних своих бонсай деревьев, чтобы согреть путешествующего монаха.

Все от богачей до простых людей выращивали деревца в тарелках или ракушках. А в конце 1800-х в Киото состоялось шоу сосновых деревьев. Их тщательно отбирали для показа. Теперь они рассматривались больше как искусство, чем религиозный объект.

Искусство бонсай зиждется на технике искусственного уменьшения размеров живых растений. Для этого их высаживают в горшки или контейнеры не более 30 см в диаметре. Тщательная дозировка подкормки, полива, освещения позволяет добиться поразительных результатов. За несколько десятилетий растение, сохраняя свои видовые признаки, вырастает в высоту всего на полметра. Конечно, этого добиться можно далеко не со всеми видами растений. Для бонсай лучше всего подходят такие хвойные породы, как сосна, кипарис, кедр, а из лиственных — вишня, клён, дзельква, бук.

Занятие бонсай требует огромного терпения. Чтобы освоить основные принципы выращивания миниатюрных деревьев, нужно потратить 5–10 лет. Утверждают, что требуется не менее трёх лет, чтобы научиться правильно поливать бонсай.

Легко понять, что это искусство больше привлекает людей пожилых. Дело не только в наличии свободного времени и умении подходить к любой работе без суеты, что даётся лишь жизненным опытом. Существует некая символическая связь между бонсаем и бессмертием, ведь нередко деревце передаётся в семье из поколения в поколение вместе с памятью о тех, кто его сажал и выращивал. При хорошем присмотре бонсай может прожить сотни лет.

Время чтения
3 мин.