2021.04.14
Перейти к основному содержанию

Деловое настроение крупного японского бизнеса резко улучшилось

После резкого падения в начале лета, когда на экономике стали сказываться последствия нового коронавируса, уверенность японских деловых кругов снова быстро возрастает.

По результатам опроса Asahi Shimbun, 45 из 100 ведущих национальных компаний заявили о подъёме экономики. Эта цифра представляет собой резкий контраст в сравнении с предыдущим опросом, проведённом в июне, когда таких компаний совсем не оказалось. Лишь 15 фирм сообщили, что экономика сокращается, если сравнить с тем же июньским показателем в 97 фирм.

Таким образом, настроение бизнеса значительно улучшилось после временного падения до нижайшего в силу кризиса уровня. Однако, большинство компаний, ощутивших расширение экономики, отметили, что этот процесс будет постепенным, и экономика пока что далека от полного восстановления.

В Японии каждую весну и осень проводится опрос 100 крупнейших национальных компаний. Последний проходил с 9 по 20 ноября.

Поскольку многие компании воспользовались антикризисной помощью правительства, а также легкодоступными ссудами от финансовых учреждений, лишь несколько крупных компаний пережили процедуру банкротства.

При рецессии обычно падают цены на акции и недвижимость, однако на настоящий момент времени цены на акции преодолели допандемический максимум, цены на недвижимость также медленно восстанавливаются.

При этом многие компании остаются пессимистически настроенными. Сорок компаний отметили, что условия ведения бизнеса остаются неизменными. Число респондентов, сообщивших об ухудшении экономических условий, снизилось с 91 в предыдущем опросе до 4 теперь.

Участники опроса отметили, что ситуация остаётся тяжёлой в сфере услуг и туризма, однако, она восстанавливается в производственном секторе. Таким образом, между отраслями наблюдается явная поляризация условий ведения бизнеса.

В исследовании также предлагалось выбрать до двух факторов, на основе которых компании оценивали экономическую ситуацию. 76, т.е. большинство, назвали «потребительские расходы». При этом 46 фирм выбрали также «доходы корпораций», 20 «экспорт» и 15 «производство».

По вопросу ожиданий того, когда экономика достигнет дна, две трети респондентов посчитали, что это уже случилось. 28 из них ответили, что это произошло приблизительно «весной 2020 года», 35 «летом 2020 года», а трое сказали, что «осенью 2020 года».

Пятнадцать компаний посчитали, что экономика достигнет дна не раньше текущей зимы. Некоторые руководители по-прежнему с осторожностью относятся к экономическим перспективам.

Ёсихиса Судзуки (鈴木禎久), президент Itochu Corp., входящей в топ-5 крупнейших торговых домов, сообщил, что «экономика временно достигла дна, однако может впасть в двойную рецессию, в зависимости от ситуации с инфекцией».

Что касается того, когда экономические условия вернутся к допандемическому уровню, 22 компании или консолидированное большинство, заявили, что это произойдёт в «первой половине 2022 года». Другие ответы сильно разнятся.

Время чтения
3 мин.